2013-11-19

подарок пленному


история записана в Карабахе, в рамках проекта британской неправительственной организации «Ресурсы примирения» - «Аудиодневники на Южном Кавказе»
фото Галы Петри
Был конец 93-го или начало 94-го года. После разрушения нашей квартиры, потери отца мы как-то пытались встать на ноги и восстановить квартиру. Брату тогда было 13 лет, сестре – 15, а я была семилетней. Мама вынужденно пошла воевать. Она месяцами была в боях,  для нас было очень трудное время. И вот настала зима. Зимы 93 и 94 годов были самыми холодными, самыми суровыми. Люди голодали, получая кусок хлеба по талонам. Нам привезли дрова, и надо было кого-то позвать, чтоб распилить их. Мама попросила свое руководство, чтобы ей предоставили нескольких молодых людей, чтобы они помогли нам с дровами. И к нам послали двоих военнопленных – молодых азербайджанцев. 

И вот они пилят эти дрова. Уже ночь, света нигде нет. Они пытаются как-то распилить эти дрова, такие побитые они, в грязной одежде, сами черные, грязные... И вот мы попытались приготовить им что-то. У нас дома было принято, чтобы кто бы ни был пришедший, надо как-то его накормить. В благодарность за работу - или просто по-человечески накормить его.
И вот бабуля на керосинке приготовила национальное блюдо – «лбшорву». Они закончили работу, поднялись... Еще и полгода не прошло с тех пор, как погиб отец. Но, к моему удивлению, я никогда не питала каких-то отрицательных чувств к азербайджанцам. И вот я, 7-летняя, стою и смотрю на них. Один в углу с поникшей головой стоит – то ли его так избили, что он уже всех армян боится. А другой - смотрит на холодильник. А на нем лежала книга моей сестры – «Лезвие бритвы». Он взял ее и начал перелистывать. Я подошла и спросила: «Любишь читать?» Он сказал: «Я читал эту книгу, очень хорошая. И вообще – я люблю читать».
Хотя бабуля дергала меня: «не ходи туда, ты еще маленькая, там азербайджанцы» - я, как всегда, не послушалась и начала активно беседовать с азербайджанскими военнопленными. Они начали обедать, а я все расспрашиваю – как они на войну попали, почему воюют, имеют они что-то против армян или нет, что они думают вообще о войне? Они сказали, что против армян ничего не имеют, но, как истинные мусульмане, они пошли воевать и даже не думали о смерти. Еще сказали, что плен для них намного хуже, чем если бы они погибли.
Наши военные, которые их привезли, так грубо с ними разговаривали, что я заступилась за них. Бабуля опять сделала мне замечание - почему я заступаюсь за азеров? Ведь они принесли нашей семье столько несчастий...
Когда они собрались уходить, я шепнула маме: «Тот, что повыше, любит читать – давай подарим ему книгу?»... У нас большая библиотека, и я подарила ему книгу «Призрак в Лубло», я очень любила эту книгу. И надписала ее своим корявым тогда почерком, по-русски: «Азербайджанскому военнопленному – от карабахской семьи». И подарила книгу.

Он был очень тронут и сказал, что мы прежде всего –  все люди... И что человек всегда и в любой ситуации должен оставаться прежде всего человеком. Сейчас у меня, по крайней мере, совесть чиста. Если он остался жив после войны – может быть, у него есть дети. Может, они умеют читать по-русски. Будут перелистывать ту книгу и спросят у отца – а откуда она? И он вспомнит эту историю и расскажет. 

4 комментария:

  1. да уж... тогда наши народы пожалуй лучше относились друг к другу, чем теперь

    ОтветитьУдалить
  2. неужели?! Почему, Шогик? Мне казалось, чем дальше конфликт, тем больше терпимости. Даже ностальгия какая-то по прошлому. Мне кажется, у нас это ощущается, в наших грузинских конфликтах. Во всяком случае, с грузинской стороны

    ОтветитьУдалить
  3. я провела маленький социальный опрос в кругу моих молодых товарищей, и могу с уверенностью заявить, что эскалации не наблюдается, даже наоборот, по их мнению, сейчас толерантности больше, чем оно было во время войни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилит, может быть, ты чуть подробнее расскажешь об этом опросе? Можно было бы опубликовать его в бюллетене; обсудим в двустороннем режиме, в фб? Буду поджидать там тебя

      Удалить