2013-11-19

азербайджанка в Армении

записано в Грузии, в рамках проекта британской неправительственной организации «Ресурсы примирения» - «Аудиодневники на Южном Кавказе»
фото Галы Петри

Меня зовут Лейла Месмалиева, я из Азербайджана. Уже несколько месяцев живу и работаю в Грузии. Недавно, согласно одной программе, я должна была участвовать в тренинге в Армении. Было страшно и одновременно интересно, ведь Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией уже много лет. Основная причина, по которой я хотела принять участие в этом тренинге, - увидеть своих друзей-армян, которые вместе со мной принимали участие в программе в Америке.
Сначала я воспринимала эту поездку как игру, как прогулку. Когда я села в автобус на Ереван, там были одни армяне. И всё было нормально, пока не доехали до границы с Арменией и я не достала свой зелёный паспорт. Глаза у всех оказались просто прикованы к этому паспорту! Я это физически ощущала. Когда мы вышли из автобуса на грузинской стороне и пограничники отвели меня в сторону, по их глазам я поняла, ситуация непростая...
Я сказала, что на границе меня будут ждать сотрудники национальной безопасности Армении. Мне посоветовали подождать этих сотрудников на грузинской стороне. Но я не послушала и перешла границу. Когда я приблизилась к армянской территории и увидела, как подъехал бронированный джип, оттуда вышли два сотрудника национальной безопасности в кожаных куртках, очках, вооруженные (по всем законам блокбастера!..) - первым желанием было повернуться и удрать обратно.
Начались перешептывания, поднялся ажиотаж. Как оказалось, это была личная охрана президента, и эти ребята приехали встречать меня! Я не знала, как себя ощущать – то ли VIP-персоной, то ли арестанткой - в стране, с которой у нас шла война... К нам должен был присоединиться ещё один парень из Азербайджана и поэтому мы прождали его целый час. Но он отказался и не приехал. Я оказалась на границе одна, окружённая солдатами. В их глазах была не ненависть, а скорее удивление: девушка, одна, азербайджанка? куда едет, зачем? что ей здесь надо?
Когда мы ехали в машине, чувствовалась напряженность, но ребята всячески старались меня отвлечь, развлечь, показывали достопримечательности, рассказывали легенды, связанные с местами, которые мы проезжали. И благодаря этому я почувствовала, что меня действительно охраняют. В городе они ни на шаг от меня не отходили, стояли у моей двери в гостиннице.
Когда начался тренинг, ребята-армяне в группе были сначала напряжены, я ловила на себе их недоумённые взгляды. Потом появился интерес: что я за человек, что думаю, похожи наши взгляды или нет? В конце программы ребята-армяне вручили мне диплом как «самой умной и красивой азербайджанке». Это было очень приятно. Они шутили:
- Если в Азербайджане все девушки такие умные и красивые, мы прекращаем войну и сдаёмся.
На границе, когда мои охранники довезли меня, они сказали, что будут ждать меня в гости ещё. Трудно было услышать что-то более приятное!
О проекте «Аудиодневники на Южном Кавказе». В нем участвовали журналисты 20-ти радиостанций Армении, Азербайджана, Грузии, Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. Было собрано 1 300 аудиодневников, выпущены компактные диски и книги.

2 комментария:

  1. Трудно жить в условиях транзита, перехода, больших социальных сдвигов. Привычный уклад сметен, а новое приходит слишком противоречивыми, нередко трагичными путями. В сложное время мы живем. Еще сложнее с местом. К несчастью многих сотен тысяч людей, здесь живущих, - именно Южный Кавказ лихорадит едва ли не больше, чем любой другой регион бывшего Союза. Два десятилетия нас сотрясают конфликты и войны, революции и междоусобицы. Кавказ – весьма лакомый регион для глобальных геополитических интересов, нередко наши страны становятся их заложниками. Однако и самим нам слишком часто не хватает умения ладить с соседями, дипломатии, чувства солидарности и самосохранения.

    ОтветитьУдалить
  2. парень, с которым она доложна была ехать, испугался. А она - нет!

    ОтветитьУдалить