Интервью и фото Галины Петриашвили
«Женщины в Черном» из Белграда – Елена МАРКОВИЧ, Славица СТОЯНОВИЧ:
«Женщины в Черном» из Белграда – Елена МАРКОВИЧ, Славица СТОЯНОВИЧ:
«МЫ ЧУВСТВОВАЛИ ВИНУ И БОЛЬ - И ВЕРИЛИ В СВОИ СИЛЫ»
Мы не пойдем назад! – говорят сербские женщины сегодня
Елена и Славица
рассказали о
том, как женщины боролись за мир в бывшей Югославии, как они обретали себя и
свое право на голос.
- Скажите, как все начиналось?
- 9-го октября 1991 года мы впервые публично выразили свой протест против агрессивной политики своей страны. Тогдашний режим Милошевича направлял эту агрессию на бывшие братские республики Югославии. С того момента, в течении пяти лет, мы стояли на Площади республики в Белграде каждую среду. Мы стояли в тишине, одетые в черное, - стояли против войны.
Этнически мы принадлежали к агрессору, наше правительство воевало как агрессор, хотя и не признавало эту войну как факт. Каждая из нас чувствовала себя виноватой и искала пути – как трансформировать эту вину, куда ее направить. Нужно было сделаться видимыми – озвучить свой протест, показать и своей стороне, и албанским, хорватским женщинам, что мы есть, что мы против войны, что в Сербии далеко не все бросают цветы на танки. Мы поддерживали и укрывали тех мужчин, которые не хотели воевать.
- 9-го октября 1991 года мы впервые публично выразили свой протест против агрессивной политики своей страны. Тогдашний режим Милошевича направлял эту агрессию на бывшие братские республики Югославии. С того момента, в течении пяти лет, мы стояли на Площади республики в Белграде каждую среду. Мы стояли в тишине, одетые в черное, - стояли против войны.
Этнически мы принадлежали к агрессору, наше правительство воевало как агрессор, хотя и не признавало эту войну как факт. Каждая из нас чувствовала себя виноватой и искала пути – как трансформировать эту вину, куда ее направить. Нужно было сделаться видимыми – озвучить свой протест, показать и своей стороне, и албанским, хорватским женщинам, что мы есть, что мы против войны, что в Сербии далеко не все бросают цветы на танки. Мы поддерживали и укрывали тех мужчин, которые не хотели воевать.
- Как же это
можно было сделать – на фоне официального и обывательского патриотизма, жестких
правил «военного времени», обвинений в предательстве?
- Обвинений в
предательстве звучало много! Было немало конфликтов – в том числе и с женщинами,
которые стояли за Милошевича. Дезертиров и тех, кто отказывался идти на войну,
мы сначала прятали, а потом поступали в каждом конкретном случае в зависимости
от ситуации. Мужчина у нас может, в принципе, отказаться от службы в армии по
идейным сображениям - несмотря на закон о военной обязанности, если он докажет
свое это свое право. Есть альтернативные гражданские службы. Кроме того, можно
ведь менять и сами законы – в том числе и о военной обязанности.
Нам в Сербии было
очень трудно, но наше положение нельзя было сравнить с трагедией и геноцидом в Косово.
Для наших сестер было очень важно, что мы осознаем этот факт и делаем максимум
для того, чтобы хотя бы назвать вещи своими именами.
Мы положили очень
много сил на то, чтобы низвергнуть Милошевича. В 1999 году, накануне выборов,
активистки из разных организаций Сербии объединились в группу, которую мы
назвали «Голос разницы». Это была небольшая группа, однако мы набрали 650
волонтеров. Они ходили по домам по всей Сербии и объясняли женщинам: вы должны
голосовать лично, никому не передоверяйте свой голос! Кампания была направлена
против Милошевича и его приспешников. И вот в 2000 году он оказался там, где и
должен был оказаться, - в Гааге.
- Благодаря
женщинам?
- Во многом да.
Благодаря гражданскому протесту. Хотя соотношение женщин и мужчин, которые
протестовали против войны и режима Милошевича, было 50 на 50. Без участия
женщин неизвестно, чем бы все кончилось.
- Знаете ли вы
о наших трагедиях – Абхазии, Южной Осетии?
- Да, мы посетили
Грузию в 2006-м - потому что в этом была нужда у местных активисток. Мы имели
серию встреч, на которых обсуждали вопросы: милитаризация общества и наша
ответственность, осознание своей роли и возможности гражданского общества. Мы
встречались с активистками в Кутаиси, они были из числа вынужденно переселенных
из Абхазии. У них много серьезных идей, но им нужна хорошая поддержка.
- В своей
борьбе в Сербии использовали ли вы международные документы – такие, как CEDAW, Резолюция СБ ООН 1325?
- Да,
использовали. Однако наш опыт говорит, что права женщин и то, как они
защищаются, - это зависит не столько от конкретных законов, сколько от
конкретных ситуаций. Мы много думали о том, как можно изменить государство. Мы
попросили свое правительство позволить нам участвовать в переговорном процессе,
о том же попросили своих лидеров и албанки. Но нам не дали поучаствовать – ни
нам, ни албанским женщинам. Среди сербских переговорщиков была только одна
женщина, да и та закоренелая националистка, с ней было лучше не связываться.
Тогда мы скооперировались с албанскими активистками из Косово и создали свою
повестку для переговоров, и она была посвящена не территориям, а тому – как
устроить послевоенную жизнь на них. Мы заявили, что выступаем за независимость
Косово.
- Вот вы
сказали, что Милошевич был смещен во многом благодаря женщинам. Оценило ли
общество ваш вклад?
- Поначалу – да.
После того, как Милошевич был осужден и у нас в Сербии было уже новое
правительство, мы много энергии положили на то, чтобы сотрудничать с ним,
помогать правым силам. И вдруг мы обнаружили, что власть стала все больше
переходить к церкви! К церкви, на которой была большая вина за войну. У нас
доминирует Сербская православная церковь, и вот ее лидеры все больше стали стремиться
участвовать в государственных делах, корректировать внутренюю политику. Церковь
вдруг стала настойчиво говорить женщинам о нашем «природном предназначении»,
пошла в наступление на репродуктивные права... Словом, все у нас непросто, и
жизнь не дает расслабиться. Мы продолжаем борьбу и сопротивление. Один из наших
рабочих слоганов сегодня: «Мы не пойдем назад!»
Организация «Женщины в Чёрном» - это мировая сеть женских движений и инициатив, которые борются против войны, милитаризма и других форм насилия. «Женщины в Чёрном» являются независимой женской группой, где приветствуются женщины всех поколений, вероисповеданий, национальностей и мировоззрений. Они пропагандируют эмансипацию и борются за права женщин.
Мне кажется, что женщины проигрывают тогда, когда играют по мужским правилам. Сербки говорят: "Мы поддерживали и укрывали тех мужчин, которые не хотели воевать, мы высказывались за независимость Косово". Если мы переведем (на минуточку) эти практики на свои конфликты и свои сообщества - то тогда сможем хорошо представить это мужество и эту стойкость.
ОтветитьУдалитьСпасибо Галина за интересное интервью!
ОтветитьУдалитьКак говориться, нет победы без борьбы. Желаю вам еще много побед в в ваших стараниях!
не "вам", а - НАМ, дорогая Лилит. Нам всем вместе. Но пассаран
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить